Чип-тюнинг. Мифы и реальность.

30 октября 2019

В этой статье я хочу поделиться опытом и развеять некоторые мифы, которые кроются за загадочными словами Чип-тюнинг или, по простому, чиповка.

Чип-тюнинг это изменение параметров работы автомобиля программным способом, т.е. изменяем программу по которой работает авто.
Чаще всего это делается для увеличения мощности либо для устранения ошибок, которые появляются из-за некоторых «лишних» агрегатов, таких как EGR (ЕГР, клапан рециркуляции, мне его иногда клапаном рекупирации называют), дроссельная заслонка, некоторых «бесполезных» датчиков или вообще «непонятных штук».
В первую очередь давайте разберемся, что происходит при чип-тюнинге.

Что происходит при чип-тюнинге

1. Из блока управления двигателем вычитывается программа (она же прошивка) или ее часть, по которой работает автомобиль.
2. Эта программа изменяется, т.е. программист или другая программа вносит в вычитанную изменения, меняющие настройки, параметры, заводские установки и т.п.
3. Измененная версия записывается обратно.
4. Производится запуск с компьютерной диагностикой для контроля изменений.
Существуют разные способы вычитывания прошивки:
1. Через диагностический разъем. Это самый простой способ получения и самый безопасный для автомобиля. Компьютерная программа, с помощью специального устройства чтения памяти(флешер) вычитывает прошивку вашего автомобиля и сохраняет ее для последующей обработки.
2. Подключение к ногам блока управления двигателя автомобиля. Некоторые версии этих самых блоков управления не позволяют вычитывать прошивку через диагностический разъем, но отлично читаются напрямую с разъема «мозгов»(ЭБУ, электронного блок управления двигателем). Просто подключаемся к нужным ножкам и далее все происходит так-же, как и при вычитывании по диагностической линии.
3. Чтение прямо из памяти процессора. При этом способе извлекаются «мозги» авто, вскрываются, далее припаиваются или прижимаются соответствующие контакты к плате блока управления, после этого компьютер вычитывает программу. Это самый долгий и опасный способ, но многие блоки управления только таким способом и можно вычитать. Чаще всего это относится к свежим маркам авто(моложе 2008 г.в.). Опасен этот способ тем, что ЭБУ (электронного блок управления), чаще всего, надежно заклеен герметиком и совсем не желает, чтобы его открывали. Мне в ремонт попадали блоки, которые были неудачно вскрыты. Например с глубокими царапинами прямо посреди платы или с отломанными деталями. При таком способе вычитывания прошивки важен опыт работы с такими устройствами.
4. Поиск соответствующей прошивы в интернете. Не самый правильный, на мой взгляд, способ, но не упомянуть его было бы ошибкой. Хотя, бывает, что это единственный подходящий вариант. Некоторые ЭБУ поддерживают только запись в память, предполагая, что тот кто пишет уже знает, что туда нужно записать. Например завод изготовитель Блока управления 🙂
Теперь давайте рассмотрим что меняют в программе автомобиля.

Что меняется в прошивке при чип-тюнинге

При увеличении мощности программист математически увеличивает значения таких параметров как:
— количество единовременно подаваемого топлива на 1 рабочий ход поршня
— максимально разрешенное давление турбины
— время впрыска топлива (или угол опережения зажигания)
— максимальные разрешенные обороты двигателя
При удалении сажевого фильтра :
— удаляется или изменяется область программы, которая описывает прочистку сажевого фильтра
— либо меняется область часть прошивка на соответствующую часть, но из варианта «без сажевого фильтра». Одни и те же модели авто, выпускаемые для разных стран, могли либо комплектоваться сажевым фильтром, либо нет. Соответственно были варианты прошивки с и без сажевого фильтра.
— при некоторых ошибках, таких как ошибка датчиков температуры сажевого фильтра, прочистка не включается, и программисту остается только отключить вывод и отключить переход автомобиля в аварийный(ограничение мощности) режим работы.
— это наиболее распространенные изменения, а на самом деле вариантов отключения сажевика гораздо больше, и каждый программист действует по своему.
При удалении или отключении устройств (EGR, нежелательный датчик …), как и при удалении сажевого фильтра, удаляется область памяти, которая описывает работу этого устройства, если оно что-то делает (например открывается и закрывается). А из таблицы ошибок в памяти автомобиля, удаляется упоминание о соответствующей ошибке.
После изменения прошивка записывается обратно, если блок управления двигателем(«мозг») был вскрыт, то требуется тщательно загерметизировать его, для предотвращения попадания влаги внутрь.
И окончательный этап чип-тюнинга, это проверка работы автомобиля после запуска. Правильный чип-тюнинг, это когда автомобиль, после изменений, не выводит лишних ошибок, нормально (или даже отлично, лучше чем было) набирает обороты, не дымит(или дымит в пределах нормы), не дергается во время движения, и, если было удалено какое-либо устройство(сажевый фильтр, клапан EGR, дроссельная заслонка и т.п.), автомобиль действительно «забыл» про него, а не «вспомнил» через некоторое время 🙂
А теперь отвечу на вопрос, который мне задают, практически, каждый раз, когда делаю чиповку(увеличение мощности) автомобиля.

«А расход топлива сильно увеличится?»

При чип-тюнинге отодвигаются ограничения, которые были установлены производителем. Увеличиваются цифры, которые ограничивают максимальное количество подаваемого топлива. А средний расход топлива увеличивается, если ваш автомобиль, после чип-тюнинга, превратится в гоночный балид, а каждый светофор превратится в стартовую полосу гоночной трассы. При ровном ходе на постоянной скорости количество потребляемого топлива останется тем-же каким было до чиповки, а во время разгона вы можете, повторю МОЖЕТЕ, подать больше топлива (и соответственно воздуха если это турбированный двигатель) в сердце вашего автомобиля. Дальше зависит от вас.

«Может ли что то произойти с двигателем после чип тюнинга?»

Как я писал раньше, при чип тюнинге, изменяются заводские настройки автомобиля. Чаще всего прошивка написанная производителем самая сбалансированная по показателям мощность-расход-нагрузка на автомобиль. Но встречаются и не доработанные автопрограммы. Особенно в автомобилях Лада.

остались вопросы?

Оставьте заявку прямо сейчас и мы ответим на все волнующие Вас вопросы



или позвоните нам по телефону:

+375 (29) 644-59-52